Монтаж опор освещения: разбираемся с установкой, изучая технологическую карту
Тема сегодняшней статьи – опоры освещения и схема установки. Статья носит ознакомительный характер, так как подобными работами занимаются только подготовленные специалисты, используя необходимое профессиональное оборудование.
Такая задача непосильна для выполнения своими руками. Но подобная информация может пригодиться многим, кто любит знать обо всем, к тому же при установке опор освещения на вашем придомовом участке, вы для себя сможете оценить точность и правильность выполнения работ.
Содержание
Организация и порядок выполнения работ
Со стороны может показаться, что задача, в принципе, пустяковая – поднял краном столбы, поставил в скважины, забетонировал и готово. Но это только внешнее, обманчивое впечатление у нас – дилетантов.
На самом деле по этому вопросу разработаны СНиПы и технологические карты. По одной из них мы и отправимся сегодня в путешествие.
Область применения ТК
Технологическая карта, которую мы будем разбирать, разработана под монтаж и демонтаж опор уличного освещения и прочих конструкций, имеющих аналогичное строение, при помощи крано-бурового агрегата «BOSHUNG DELPHI S-111», оборудованного мачтовым перестановочным устройством типа Р65/С.
Справка! Подобные агрегаты устанавливаются на колесную платформу для самостоятельного передвижения. У нас в России распространены шасси на базе автомобиля «КАМАЗ».
- Использование такой техники позволяет бурить скважины, устанавливать в них опоры, а также их извлекать при демонтаже.
- В случаях, когда технологическая карта привязывается к условиям определенной строительной площадки, необходимо уточнить объем работ, выполнить калькуляцию затрат труда, технико-экономических показателей и график выполнения работ.
- Карта предназначена для организации автоматизированного рабочего места для технологов, подрядчиков и заказчиков строительного производства.
Монтаж опор
Далее идет инструкция по порядку выполнения работ и требования к ним.
Прежде чем монтажники приступят к установке опор освещения, на строительной площадке должны быть выполнены следующие подготовительные мероприятия:
- Согласно Правилам о договорах подряда на выполнение капитального строительства, должна быть получена вся рабочая документация в определенные сроки.
- Далее согласуются графики поставки материалов, изделий и оборудования. При этом берется в расчет технологическая последовательность работ, которые будут выполняться на стройплощадке.
- Согласно СНиП 3.01.01-85* и СНиП 12-03-2001 должны быть соблюдены все требования по противопожарной безопасности, охране окружающей среды и труда.
- Далее разрабатывается проект и вся рабочая документация, с которой ознакамливаются бригадиры и инженерно-технические работники.
Если планируется, что работы будут выполняться на действующей проезжей части улицы или загородной магистрали, из-за чего может быть затруднено свободное движение транспортных средств, то в обязательном порядке разрабатывается проект по организации дорожного движения на время выполнения работ.
Перед тем, как приступать к работам, выполняется геодезическая разбивка осей трассы, по которой пройдут линии освещения для надежного закрепления опор. По итогу составляется акт, к которому прилагается схема с расположением знаков разбивки, а также все необходимые данные по привязке к высотной и базисной линии опорной сети.
Место под каждую скважину проходит инструментальную проверку положения осей опор и поверхности земли, после чего можно приступать к бурению.
Происходит это в следующей последовательности:
- Установка приводится в рабочее положение, с размещением бура над разметочным контрольным колышком;
- Затем производится бурение с откидыванием грунта;
- По достижении нужной глубины, бур извлекается из скважины;
- Далее установка переводится в положение для транспортировки и перемещается к следующей точке.
После начинается этап установки опор в скважины. При этом руководствуются требованиями СНиПов 3.03.01 – 87 и 3.05.06 – 85.
Для этих целей используется тот же агрегат, что и для бурения скважин, который имеет максимальную грузоподъемность в 3 т. 400 кг. Высота подъема крюка должная составлять 6м 2 см. Вот схема, на которой показана зависимость грузоподъемности от вылета крана.
Подъемный механизм Р65/С имеет две пары держателей опор для переноски столбов. Перед началом установки весь задействованный персонал должен быть ознакомлен с инструкцией по монтажу опор с применением этой установки. Все нужные данные имеются в руководстве укладчика столбов под Р65/С.
Процесс установки происходит следующим образом:
- Установка подъезжает к намеченной скважине и занимает рабочее положение, выдвигая все четыре опоры;
- Подбираются съемные грузозахватные приспособления;
- Если требуется закрепить оттяжки, необходимо выполнить осмотр и строповку опоры;
- После этого подается сигнал оператору, управляющему краном – визуально или по рации;
- Оператор, манипулируя агрегатом, выполняет перемещение опоры, поднимая, опуская и совершая поворот стрелы при необходимости;
- Затем делается расстроповка опор, оттяжки отцепляются.
Для того чтобы переместить опору, она стропится с помощью кольцевого стропа немного выше центра ее тяжести.
Монтажник, принимающий опору, должен находиться у скважины и направлять ее. К данной работе также предъявляются определенные требования, чтобы обеспечить оптимальный уровень безопасности.
Выполняется она в следующей последовательности:
- Под руководством лица, который отвечает за безопасность на строительной площадке, в строго определенном месте устанавливается подъемник. В соответствии с технологической картой, по периметру вокруг него устанавливается разметка для обозначения зоны опасности.
Интересно знать! Если в опасную зону попадают дома с оконными проемами, то все они заколачиваются прочными щитами. Если работы производятся та территории автотрассы или городской проезжей части, на границах зоны опасности устанавливаются соответствующие дорожные знаки.
- Далее монтажники делают подбор съемных грузозахватных приспособлений в соответствии с массой опоры и типом ее перемещения. Они проверяют исправность данных приспособлений — для этого осматриваются клейма или бирки, на которых проставлены номера и даты испытаний грузоподъемности. Затем монтажники сверяются с фактической массой груза, готовящегося к перемещению.
- После всех подготовительных мероприятий, монтажник подает сигнал оператору, чтобы тот переместил стрелу крана для строповки.
- Далее выполняется сама строповка.
- Перед тем, как отдавать команду на перемещение, монтажник должен убедиться, что закрепление произведено надежно, на опоре отсутствуют незакрепленные детали, опора ни за что не сможет зацепиться при подъеме, и что вокруг отсутствуют посторонние люди.
- Монтажник отдает команду поднять опору на 30 сантиметров над землей и снова убеждается в правильности строповки опоры. Важно, чтобы все ветви стропа имели одинаковое натяжение.
- Далее он отходит от опоры на безопасное расстояние и сигнализирует оператору о перемещении опоры до места установки.
- Монтажник должен принять опору в месте установки на высоте, не превышающей 1 метр от уровня грунта. Немного подталкивает ее для ориентации согласно схеме установки, и старший монтажник отдает команду опустить ее еще ниже до уровня в 40 – 50 сантиметров.
- Убедившись, что ориентация выполнена правильно, отдается последняя команда на полное погружение опоры. При этом монтажник продолжает контролировать направление движения.
- Перед тем как убрать стропы опора надежно закрепляется.
- За счет чего обеспечивается надежность фиксации? Для этого требуется соблюсти установленную проектом глубину заделки, установить ригели, анкерные плиты и тщательно утрамбовать прилегающий грунт при его засыпке, послойно. После выполняется бетонирование.
Владельцы подъемной техники обязаны разработать надежные методы строповки грузов. Им должны быть обучены сотрудники, выполняющие монтаж.
Монтажникам и операторам выдается схема строповки, изображенная графически. Все работы производятся только в присутствии лица, ответственного за безопасность.
Что касается зоны опасности, то ее величина определяется согласно СНиП 12-03-2001 по следующей формуле: R = 0,5d + l + 3,5; где:
- R – радиус опасной зоны;
- d — Диаметр основания опоры;
- 3,5 – расстояние в метрах, на которое может отлететь падающий груз, при высоте срыва до 10 метров.
Демонтаж опор освещения
Конечно же, мы не можем обойти стороной процесс демонтажа осветительных опор. Данная операция производится при помощи гидравлического домкрата (корчевателя столбов) СР-89/2. На фото выше показан принцип захвата опоры и принцип установки устройства.
Для домкратов этого класса предъявляются следующие требования:
- Грузоподъемность — 10 тонн;
- Максимальное рабочее давление – 200 бар;
- Рабочий ход – 60 сантиметров;
- Высота вместе с опорой – 1 метр;
- Масса самого домкрата – 100 кг;
- Длина троса – 25-40 сантиметров.
Интересно знать! Трос под такие приспособления изготавливается из стали или полистирола. Стальной вариант делают кольцевым или крученным.
Извлечение опор происходит по следующей инструкции:
- Корчеватель требуется установить вертикально относительно столба. При этом опорная площадка должна располагаться максимально близко к столбу и опираться на грунт без уклона – при необходимости предварительно его поверхность выравнивают. Сектора для переноса столбов располагаются как можно ближе к грунту, чтобы хода домкрата хватило на подъем, штанга корчевателя должна полностью погрузиться в гнездо опорной площадки.
- С обратной стороны от столба устанавливается агрегат Р65/С и при помощи кольцевого стропа столб стропится по его центру тяжести.
- Домкрат соединяется с выходами гидравлических инструментов установки Р65/С при помощи специальных гидравлических шлангов.
- В основании опора обвязывается кольцом тросом, который крепится на секторах переноса.
- Оператор агрегата выполняет подъем корчевателем, при этом синхронно с ним поднимается стрела крана, чтобы удерживать столб на поднятой высоте. При этом монтажники следят за тем, чтобы домкрат не отклонился от вертикальной оси.
- Если у домкрата не хватило хода, чтобы полностью вытянуть столб из грунта, его трос отцепляется, он снова переводится в стартовое положение и процедура повторяется, и так до полной выемки опоры.
После того, как опора извлечена, монтажники отцепляют домкрат от столба, и кран переносит его на грунт или сразу грузит в автотранспорт.
Обязательные требования для проведения описанных работ
Как вы понимаете, персонал, осуществляющий все перечисленные манипуляции, должен быть подготовлен соответствующим образом. При этом ответственные лица должны обеспечить полное соблюдение норм и правил на строительной площадке. В этой главе мы перечислим основные требования, которые должны соблюдаться неукоснительно.
Требования по приемке выполненных работ
Прежде чем допустить установленную опору к эксплуатации необходимо убедиться в том, что все работы выполнены качественно.
По этому вопросу разработан ряд технологических требований:
- Все работы по устройству скважин, установке и извлечению опор под уличное освещение могут производиться только при наличии полного комплекта утвержденной документации.
- Контроль над качеством проведения работ должен осуществляться только специализированными службами, входящими в состав строительных организаций.
- Процесс производственного контроля состоит из нескольких частей: проверка документации (соответствие комплектности и достаточности технической информации); проверка самих опор под уличное освещение (проверка сертификатов соответствия, паспортов, а так же визуальный контроль опор на наличие дефектов); контроль рабочих процессов; приемка уже установленных опор.
- Все результаты проверок заносятся в специальный журнал.
- Что касается операционного контроля, то он состоит в том, чтобы окончательно убедиться в отсутствии дефектов, а также проверить правильность технологии монтажа. Результаты также заносятся в журнал, но уже производства работ.
По результатам проверки составляется акт по качеству выполненных работ.
Общие требования по безопасности и охране труда
Те, кто служил в армии, наверняка помнят такую присказку, стандартную у всех замполитов, что устав написан кровью. Так вот, данная мудрость относится не только к армейскому уставу, но и к любой технике безопасности, где цена – это человеческая жизнь.
За годы, пока человек налаживал свою промышленность и осваивал все новые методы организации труда — от ручного, до современного, роботизированного, случалось всякое, поэтому следование простым и четким требованиям сохраняет здоровье трудящегося.
Далее будет перечислен список общих требований по безопасности при проведении работ при монтаже и демонтаже опор уличного освещения:
- Чтобы обеспечить безопасный процесс эксплуатации задействованных при работах агрегатов, владельцы установки и руководители организаций, которые его эксплуатируют должны назначить следующих должностных лиц: инженерно-технический служащий для надзора за эксплуатацией установки; инженерно-технический служащий, контролирующий исправность агрегата; работник, отвечающий за безопасную работу с установкой и контролирующий стропальщиков.
- К описанным работам не могут быть допущены лица моложе 18-ти лет. Те, кто допущен, проходят обучение, и далее — аттестацию у квалифицированной комиссии. Работники проходят медицинское обследование и получают удостоверение, подтверждающее их право на выполнение монтажных работ.
- Все задействованные на объекте работники должны проходить инструктаж по безопасности труда и пожарной безопасности. Всего таких мероприятий насчитывается четыре: вводный; на рабочем месте, первичный; повторный; плановый.
- К монтажным работам допускается только исправная установка, прошедшая испытания и зарегистрированная. Если на грузозахватных приспособлениях отсутствуют бирки, свидетельствующие о прохождении испытаний, то они удаляются со стройплощадки.
- Если кто-то из работников не прошел по какой-либо причине инструктаж или не имеет соответствующей квалификации, то к работе установке они допущены быть не могут.
- Оператор установки должен понимать условную сигнализацию. При этом он должен знать массу поднимаемого груза, чтобы сопоставить ее с возможной грузоподъемностью агрегата.
- Используемый агрегат должен оснащаться табличкой, в которой указываются грузоподъемность, регистрационный номер и дата следующего технического осмотра.
- Чтобы избежать несчастный случаев, действия монтажников и оператора установки должны быть согласованны.
- Прежде чем приступать к подъему груза, оператор должен убедиться в исправности агрегата и грузоподъемных захватов и стропов.
- Нельзя превышать максимальную грузоподъемность установки.
- В инструкции от производителя имеются данные о максимальной силе ветра, при которой разрешается выполнять работы. Также запрещено выполнять работы в сильный снегопад, туман, дождь и любой другой ситуации, когда оператор не в состоянии различить подаваемые ему сигналы от монтажников и разглядеть груз.
- Следует принять меры по предотвращению опрокидывания установки или ее произвольного перемещения под действием ветра или если она располагается на уклоне.
- Предварительно устанавливается порядок обмена сообщениями посредством сигнализации между монтажниками и оператором.
Эксплуатирующие установку организации совместно с ее владельцами обязаны:
- Разработать технологические карты, проекты производства работ и проект организации дорожного движения (при необходимости).
- Ознакомить с данными документами все лица, ответственные за безопасность проведения работ, под расписку.
- Предоставить исправные грузозахватные приспособления, прошедшие необходимую проверку, которые будут соответствовать характеру и массе перемещаемого груза. Помимо этого каждому работнику выдаются отличительные знаки.
- Вывесить на строительной площадке список, в котором будут указаны список грузов для перемещения и их масса. Операторы и монтажники получают копии данного списка на руки.
- Обеспечить проверку подъемной установки на максимальную грузоподъемность в сроки, установленные руководством по эксплуатации.
- Установить порядок пломбирования агрегата, а также сигнализации между оператором и монтажниками.
Также они обязаны убедиться в выполнении следующих правил:
- К месту работ по перемещению опор освещение не должны допускаться лица, не имеющие непосредственного отношения к работе.
- Если во время работы возникла необходимость выполнить осмотр или ремонт конструкции подъемной установки, то перед этим обязательно глушится двигатель автомобиля.
- Все работы на установке должны выполняться в соответствии с проектом выполнения работ, а именно: параметры агрегата по вылету, грузоподъемности и высоте; обеспечение безопасного расстояния от действующих воздушных сетей электропередачи, мест передвижения пешеходов и автотранспорта, строений и мест складирования стройматериалов; соблюсти установку и работу установки рядом с откосами выемок; составить перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение способа строповки.
- Лица ответственные за безопасность работ агрегата, монтажники (электролинейщики) и операторы (машинисты) под расписку ознакамливаются с проектом проведения работ.
- Запрещена выгрузка опор, а также их опускание в кузов автомашины, если в нем находятся люди.
- Во время разгрузки/погрузки у подъемного механизма должны быть установлены все выносные опоры. Если агрегат располагается на мягкой почве, то необходимо под опоры уложить прочные подкладки большей площади.
- Оператор обязан следить за тем, чтобы при разгрузке/погрузке автомашины не нарушалось ее равновесие.
- Во время перемещения опор под ними не должно никого находиться. Возле поднятого груза может находиться монтажник, но только до тех пор, пока высота не превысит 1-го метра.
- Строповка выполняется надежно согласно с утвержденными схемами строповки. Стробы выбираются, исходя из массы и габаритов груза, при этом нужно, чтобы угол между ними не был больше 90 градусов.
- Если требуется опору переместить горизонтально, то предварительно она должная быть поднята на высоту 50 сантиметров от всех окружающих ее предметов, за которые она может зацепиться.
- В пределах перемещения опоры не должны находиться люди.
- Во время перерывов в работе, а также после ее окончания не допускается оставление груза в подвешенном состоянии.
- В начале подъема груз поднимается на высоту в 20-30 сантиметров, чтобы иметь возможность убедиться в правильности строповки.
- Если подъем осуществляется в непосредственной близи от зданий и прочих объектов, запрещается нахождение монтажников между ними и грузом.
При работе подъемной установки запрещено:
- Пребывание людей рядом с установкой;
- Начинать перемещение опоры, ели неправильно рассчитан центр тяжести и она находится в неустойчивом положении;
- Начинать подъем, если опора присыпана грунтом, заложена прочими грузами или примерзла к земле;
- Протягивать опору по земле;
- Пытаться оттягивать опоры в подвешенном состоянии – для ее разворота применяются оттяжки и крючья соответствующего размера;
- Приступать к работе, если неисправны тормоза или приборы безопасности;
- Запускать установку, если на ней находятся посторонние люди.
Согласитесь, перечень требований не маленький, и это при том, что мы не перечисляли требований по пожарной и экологической безопасности. Именно поэтому монтаж опоры освещения должен выполняться только работниками, прошедшими специальную подготовку.
Если вы желаете увидеть, как проходит данный процесс воочию, то можете просмотреть видео, которое мы для вас подобрали.