Освещение в музеях – сложная задача, требующая точного расчета

Профессиональное освещение галереи
Профессиональное освещение галереи

Сегодня мы поговорим о такой сложной и интересной теме, как проектирование освещения в музеях. В выставочном зале уровень освещенности рассчитывается по иному, чем в остальных помещениях, и дело тут в том, что учитывать стоит  не только достаточность света для комфортного просмотра экспозиции. Очень важно, чтобы от воздействия светового излучения, никак не пострадали раритетные экспонаты, о чем мы и поговорим в этой статье.

Освещение музейных коллекций

На нашем сайте мы стали чаще выкладывать не только информацию для бытового пользования, но и интересные материалы, относящиеся к конкретным профессиональным сферам. Наша цель — сделать ресурс интереснее, чтобы он мог служить для развития кругозора нашего любимого читателя.

При этом можете быть уверены в том, что все представленные данные не берутся с потолка. Вот и сегодня в качестве первоисточника мы будем использовать: Практическое пособие. ГосНИИ Реставрации. М. 1995 «Музейное хранение художественных ценностей».

Сохранность музейных собраний

Чем старше вещь, тем быстрее она ветшает
Чем старше вещь, тем быстрее она ветшает

Организация музейной экспозиции немыслима без применения искусственного освещения, так как световая среда является одним из основных физических явлений, которое передает человеку большинство информации от окружающего его пространства. Однако у такого освещения есть и другая сторона – свойства излучаемого света ускоряют естественное старение экспонатов, из-за чего основная задача осветителей — суметь совместить эти свойства.

  • Вкратце, старение происходит из-за воздействия фотонов электромагнитного излучения от осветительного прибора (фотоиндуцированные реакции). Это явление не ярко выраженное, но для очень старых предметов оно по-настоящему губительно.
  • Отсюда следует основное правило музейного хранения – любой свет, установленный в пределах экспозиции (созданная световая среда), должен обеспечивать сохранность экспонатов и при этом выразительно их выделять на общем фоне.
  • Очень часто случается так, что эти требования напрямую противоречат друг другу, из-за чего смотрителям выставок приходится идти на компромисс при организации хранения в музеях и выборе средств освещения окружающего пространства.
  • По этой причине освещенность выставочных залов и музейных фондов рассматриваются, как совокупность всех факторов влияющих на экспозиционный цикл.

С этого момента начинается техническая часть данного материала.

Видимый спектр для человека
Видимый спектр для человека
  • Как известно, видимый световой спектр человеком можно разделить на шесть частей: 680 нм (нано метров) или красный; 595 нм или оранжевый; 580 нм или желтый; 530 нм или зеленый; 482 нм или синий; 430 нм – фиолетовый цвет. Промежуточные значения занимают различные оттенки.
  • Цветовая температура источников освещения в музеях определяется эталонными температурными параметрами излучателя. То есть, если свет имеет температуру от 1000º до 2000ºК, в видимом спектре будет преобладать красное и желто свечение, а при температуре в 5000º-6000ºК — спектр начинает переходить в область синего, и белый свет приобретает соответствующий оттенок.
Влияние температуры света на цветовое восприятие
Влияние температуры света на цветовое восприятие
  • Практически любой источник света при формировании видимого светового потока отдает в пространство некоторое количество излучения, которое лежит вне спектра нашего видимого восприятия. Так, волны, имеющие длину короче, чем у фиолетового излучения, получили название ультрафиолетовые (УФ) – их область лежит в диапазоне от 10 до 380 нм, хотя для учета на практике используют укороченный шаг от 240 до 380 нм.

Интересно знать! Солнечный свет содержит в себе все эти волны, однако излучение, которое короче 270 нм, не достигает поверхности Земли, из-за того что ему приходится сталкиваться с атмосферой. Искусственные источники света также не дают таких волн, так как преградой в их случае становится стеклянная или пластиковая колба на лампе.

  • Волны, длина которых превышает красный диапазон, а именно 760-2000 нм (практически значимый диапазон, хотя существуют и большие значения) объединили под общим названием инфракрасное излучение (ИК).
ИК излучение принято называть тепловым
ИК излучение принято называть тепловым

Если вы желаете увидеть результат труда работников музеев, то приглашаем вас просмотреть подобранное нами видео, где показано освещение павильона в Эрмитаже.

Источники света

Основным источником света для музеев является Солнце, а также естественный свет рассеянный небосводом.  Остальную долю составляют искусственные источники, а именно лампы накаливания (их спектр наиболее близок к естественному) и люминесцентные светильники.

Интересно знать! Примерно половину солнечной энергии, которая достигает земной поверхности, составляет видимый диапазон. Остальное же приходится на долю ультрафиолетовой и инфракрасной радиации. В результате натуральный солнечный свет содержит в себе ультрафиолета во много раз больше, чем любой искусственный источник.

Основное преимущество солнечного света заключается в его цветопередаче при восприятии человеческими глазами. Это связано с тем, что его энергия распределена практически равномерно по всему видимому спектру.

Утренний солнечный свет является желтоватым
Утренний солнечный свет является желтоватым
  • Находясь в зените, солнечный свет имеет световую температуру в районе 5000ºК – это обусловлено тем, что свет падает прямо на поверхность Земли без значительных преломлений.
  • Чем более низкую высоту занимает на небосводе Солнце (рассвет, закат), тем ближе световая температура приближается к 2000ºК, а иногда оно кажется и вовсе красным.
  • Свою световую температуру имеет и открытый небосвод, особенно северный – от 7500º до 10000ºК.
  • Свет, проникающий через облачное небо, будет теплее – его температура составит 6500ºК.

Перечисленная информация говорит о том, что погода (облачность) сильно влияет не только на интенсивность светового излучения, но и на световую температуру, что в сильной мере сказывается на нашем восприятии цветов.

Освещение люминесцентными лампами

Качественная люминесцентная лампа «Phillips»
Качественная люминесцентная лампа «Phillips»

Как уже говорилось, одним из наиболее часто используемых искусственных источников света для музеев, являются люминесцентные лампы.

Кстати! На нашем сайте не так давно вышел материал, подробно описывающий все свойства, принципы работы и историю появления такого освещения. Советуем к прочтению.

  • Вкратце, светимость таких источников возникает при прохождении ультрафиолетового излучения от электрической дуги между катодами, через слой люминофора, которым покрыта внутренняя поверхность колбы лампы.
  • Химический состав люминофора определяет спектр, в котором излучается свет, его силу, а главное, цветопередачу.
  • В таком излучении присутствуют линии свечения паров ртути, которыми заполнено внутреннее пространство лампы. Применяемые лампы имеют достаточно широкий диапазон цветовой температуры от 3000º до 6000ºК.
  • В световом потоке люминесцентных светильников доля ультрафиолета значительно меньше, чем у естественного солнечного света, однако его количества вполне достаточно, чтобы решать проблемы, возникающие при освещении хранилищ музейных экспонатов.

В следующей таблице:

Длина волны, нм Относительная доля УФ излучения в разных люминесцентных лампах
 Тип лампы Лампа дневного света Лампа дневного света с улучшенной цветопередачей Лампа холодного света Лампа белого света Лампа теплого света
Сплошной свет
330 0,2 0,3 0,2 0,3
340 0,7 3,8 0,4 0,2 0,7
360 5,0 17,0 2,6 2,1 3,0
380 13,7 30,8 7,0 5,2 5,2
400 28,7 39,0 12,0 7,5 5.7
450 84,0 74,2 31,2 19,4 9,7
500 94,0 99,5 36,0 21,8 13,5
550 90,0 90,5 70,0 58,0 54,5
600 82,0 94,5 88,6 89,2 92,2
650 26,4 66,2 25,4 24,7 32,0
700 9,5 30,6 6,3 5,4 8,2
740 5,0 13,0 2,0 2,3 3,5
Линии
312,6 4,9 9,2 4,0 2,5 3,5
365,0 31,5 48,7 25,0 22,2 22,4
404,7 55,0 73,7 41,5 35,0 38,0
435,8 159,0 207,5 119,0 92,7 111,0
546,1 79,0 110,0 61,3 45,5 56,0
577,0 24,2 31,2 18,2 13,4 15,4

Применение этих источников света обязывает к осторожности в связи с тем, что при разгерметизации колбы происходит выделение токсичных паров ртути.

Применение ламп накаливания

Верный спутник человека вот уже более 100 лет
Верный спутник человека вот уже более 100 лет

Для освещения всевозможных выставок и музеев чаще всего используются лампы накаливания (однако в последнее десятилетие приоритеты стали меняться – об этом в следующей главе), и причина заключается в их светотехнических характеристиках. Да, они потребляют намного больше энергии, чем современные экономные источники света.

Да, они служат не более 1000 часов, однако к их цветопередаче конкуренты так и не приблизились. Кто-то возразит, упомянув галогеновые и металлогалогеновые лампы, но мы резонно ответим, что эти источники, по сути, та же лампа накаливания, только в более современном исполнении, и они также применяются для этих целей.

Энергия лампы накаливания также  имеет равномерное распределение в видимом спектре, как и солнечный свет, из-за того, что свет испускается за счет тепловой энергии.

Интересно знать! Цветовая температура ламп накаливания лежит в диапазоне 2500º-3000ºК, из-за чего их свечение кажется желтоватым.

Освещение выставки лампами накаливания
Освещение выставки лампами накаливания

Интересно, что ультрафиолетовое излучение у ламп накаливания очень мало, однако оно начинает возрастать при увеличении мощности источника. По этой причине цветовая температура начинает расти, и свет смещается в сторону белого.

Излучение у ламп накаливания
Излучение у ламп накаливания

Как видно из представленной схемы, суммарная радиация включает в себя большую часть видимого и инфракрасного спектра. Доля ультрафиолета очень мала. По этой причине такое освещение требует организации мер по защите экспонатов.

Некоторые музей предпочитают использовать галогеновые лампы с кварцевой колбой, и температурой света в 3200ºК. Это решение оправдано, так как они имеют более высокую цветовую температуру и лучшую цветопередачу.

В этом видео рассказывается 3 способа, как продлить срок службы ламп накаливания.

Светодиодное освещение выставочных залов

 

Светодиодные лампы активно вытесняют прочие аналоги в быту и прочих сферах
Светодиодные лампы активно вытесняют прочие аналоги в быту и прочих сферах

Как это часто бывает, установленные в нашей стране нормативные документы не успевают за развитием технологий. Не знаем с чем это связано, отсутствием государственного заказа в НИИ или банальном недофинансировании, но факт остается фактом.

За последние десятилетия мировые стандарты по освещению музеев шагнули вперед, и сегодня активно для этих целей применяются светодиоды.

Освещение светодиодами
Освещение светодиодами

Вопрос не решен окончательно, и среди профессионалов можно часто услышать споры по этому поводу, но в одном они сходятся точно – излучение светодиодов намного безопаснее для старинных экспонатов, и попутно бережет бюджет музея за счет сэкономленной электроэнергии.

Однако эти источники света не имеют такой цветопередачи, что является основным аргументом приверженцев старых традиций. В общем, какое освещение применяется для той или иной выставки, решают ответственные хранители музеев, ну, а мы двигаемся дальше.

Влияние светового излучения

Давайте вернемся к обзору действующего документа, и погрузимся в мир конкретики и четко установленных значений. Про общие свойства схемы освещения мы поговорим в конце статьи.

Как измеряют цветовую температуру

Компактный колориметр от японской фирмы «Minolta»
Компактный колориметр от японской фирмы «Minolta»

Чтобы измерить цветовую температуру излучаемого света применяют оптические приборы, называемые калориметрами (от слова «color», а не калория). Для музеев используют переносные аппараты, которые работают по принципу измерения отношений зеленого цвета к красному, или синего к красному.

Вкратце, принцип работы этого прибора можно описать так. При помощи трехзональных светофильтров фотоэлемент улавливает соответствующий сигнал. На его основе строится градуированная кривая, по которой и определяется цветовая температура.

На фото выше показан компактный колориметр, питающийся от встроенных элементов питания. Этот малыш способен осуществлять точные измерения в пределах 2500º-12500ºК.

Особенности светового излучения

Ну, очень современная экспозиция
Ну, очень современная экспозиция

Применение любого из упомянутых источников света создает в помещении определенную световую среду, параметры которой можно определить некоторыми характеристиками. Постоянное воздействие этой среды вызывает необратимые изменения в свойствах материалов, из которых изготовлены старинные предметы, картины и скульптуры.

На эти изменения непосредственно влияет спектральный состав излучения, поэтому, выбирая ту или иную лампу, можно заранее рассчитать уровень ее взаимодействия с окружением.

Характеристики спектрального состава

Логически можно уже понять, что воздействие на предметы определяет длина световой волны. Однако влияние не одинаково для всех вещей, так ка большую роль играют пигментные составы материалов, а также степень их устойчивости. По этой причине принято разделять воздействия коротковолнового и длинноволнового излучений

Коротковолновое излучение – область фиолетового и УФ лучей

Ультрафиолетовое излучение
Ультрафиолетовое излучение

УФ – это область оптического излучения, которая состоит из высокоуровневых энергий, способных нанести экспонатам значительный вред, вызывая необратимые изменения в их химическом и физическом составе, проникая достаточно глубоко внутрь материала.

Особенно сильно страдают от ультрафиолета краски. Схожим эффектом, но без проникновения в толщу, обладает видимый коротковолновый спектр, вплоть до голубого.

  • Результатом такого воздействия становится выцветание пигментов следующих материалов: масляной краски, акварели, темперы, пастели, графики и красителей, используемых для тканей.
  • Очень сложно определить стойкость к свету за счет состава вещества и способа его нанесения — на эти характеристики влияет очень много факторов.
  • В лаковых и масляных слоях картин, при воздействии света, происходят сложные реакции со своей спецификой. Например, известное выцветание старых картин связано с тем, что со временем преломление света маслом приближается до уровня преломления используемых в нем пигментов.
  • Фоторазрушение материалов вследствие воздействия ультрафиолета считается более опасным изменением, даже по сравнению с изменением цветности.
  • Многие наверняка сталкивались в быту с тем, что при постоянном попадании света на бумагу она начинает желтеть. Эта же проблема возникает при воздействии светового излучения на ткани или деревянные поверхности.
  • Изменение оттенка сопровождается переменами в физических свойствах материалов, а именно: уменьшение прочности, появление хрупкости, растрескивание лакокрасочных слоев и прочее. Причем для отдельных материалов это воздействие наиболее губительно. Яркий пример – хлопок, который при постоянном световом воздействии за какие-нибудь три месяца способен потерять 50% своей прочности.
  • Очень вредно ультрафиолетовое излучение для материалов тонкослойных, с большим содержанием воды. Ультрафиолет разлагает воду на свободные радикалы, которые неминуемо вызывают окисление.
Окисление металла вызвано УФ лучами
Окисление металла вызвано УФ лучами

Подводя логический итог данной главы, заметим, что больше всего ультрафиолет вреден для органических материалов, а неорганические соединения к нему более устойчивы. По этой причине такие экспонаты лучше не освещать естественным солнечным светом.

Желто-красное и инфракрасное излучение (длинноволновый диапазон)

Область инфракрасного излучения
Область инфракрасного излучения

Инфракрасное и близкое к нему излучение из видимого спектра не вызывает фотохимические реакции в объектах, однако для него свойственно тепловое, или другими словами, термическое воздействие.

  • Материалы имеют свойство поглощать длинноволновое излучение, из-за чего происходит повышение их температуры, относительно окружающего их воздуха. Затем температура предмета и окружающего воздуха в пределах нескольких миллиметров выравнивается, что вызывает понижение влажности в сравнении с остальным пространством.
  • Эти процессы значительно ускоряют старение. Подобное повышение температуры особенно сильно влияет на краски.

Интересно знать! Для многих не секрет, что, чем ближе цвет предмета к черному, тем сильнее происходит его нагрев. Физика!

  • По этой причине, несмотря на отсутствие фотохимических реакций, старение ускоряется (окисление и прочее).
  • Особенно сильно страдают гигроскопичные материалы (способные активно впитывать воду), например, некоторые виды древесины, органические волокна, пергаменты, кожа, слоновая кость и прочие.
  • Уровень содержания воды в таких материалах напрямую зависит от влажности окружающего воздуха. Малейшие изменения сразу сказываются на экспонатах, вызывая появление внутреннего напряжения, что для старинных, достаточно ветхих вещей губительно. Нередки деформации, расслоения, растрескивания.
Цена неправильного освещения – безвозвратная потеря раритета
Цена неправильного освещения – безвозвратная потеря раритета

Интересно знать!  Особенную опасность такие факторы представляют потому, что их очень сложно выявить на этапе возникновения. Необратимые разрушения проявятся во время транспортировки или нечаянном ударе.

Длинноволновое излучение вызывает пожелтение лакового покрытия, посредством окисления. При этом эти же органические лаки, хранящиеся в полной темноте, начинают темнеть, из-за чего такое хранение недопустимо. Однако уже давно замечено, что воздействие на лаки коротковолнового излучения сине-фиолетового спектра осветляет пожелтевшие лаковые поверхности.

Как вы уже понимаете, перед осветителями музеев стоит поистине сложная задача, по подбору оптимального спектра светового излучения. При этом не забывайте, что не должно теряться цветовосприятие выставляемой коллекции.

Для решения этих задач разработаны довольно эффективные методы фильтрации излучения, основная задача которых убрать вредные волны невидимые человеческим глазом, причем ультрафиолетовое воздействие исключается в первую очередь.

Принцип работы светофильтра
Принцип работы светофильтра

Наиболее распространенными и эффективными решениями проблемы являются:

  • Подбор менее агрессивного источника света, по отношению к химическому составу освещаемого экспоната;
  • Использование оптических селективных фильтров, способных отсеивать то или иное излучение из спектра;
  • Установка различных материалов на пути распространения света, способных отфильтровать вредное излучение.

Если вам интересно подробнее узнать воздействие и методы защиты тех или иных материалов от света, то отправляем вас напрямую к тексту разбираемого документа, а мы двигаемся дальше.

Интенсивность освещенности экспонатов

Сила света
Сила света

Еще одной важной составляющей музейного освещения, как гласит инструкция, является плотность светового потока, который падает на экспозицию. Чем интенсивнее данное воздействие, тем быстрее начинают протекать процессы, описанные нами в предыдущих главах. Поэтому этот параметр строго нормирован.

Работники музея обязаны следить за световым режимом, для чего они обучаются методам его измерения и последующего контроля.

Как известно, плотность потока света измеряется в люксах (Лк). Люкс – это некоторая освещенность, которую создает источник освещения, равномерная распределенная на одном квадратном метре поверхности. Подобные измерения в музеях выполняются люксметрами — в частности рекомендована модель Ю-116 отечественного производства.

Ю-116 люксметр
Ю-116 люксметр

Данный прибор предназначен для измерения интенсивности света, создаваемого лампами накаливания, а также естественного солнечного света.

Отдельные замеры проводятся для воздействия вредных УФ и ИК излучений. Данный спектр называется облученностью – измеряется он в Ваттах на м2. Для этих целей пользуются увиметрами, в частности – ДАУ-81.

Увиметр
Увиметр

Для измерения температуры поверхности экспонатов применяются оптические бесконтактные термометры.

На фото - оптический термометр
На фото — оптический термометр

Эти приборы достаточно точны и позволяют выполнять замеры с максимальной погрешностью в 0,5ºС.

Одновременно с осветительными вопросами работникам музея нужно решать вопрос правильной вентиляции помещения, чтобы компенсировать изменения влажности и нагрев. Рекомендуемая норма для этих параметров составляет: 50-60% влажность и 17º-21ºС диапазон допустимых температур.

В документе есть занимательные данные по светочувствительности тех, или иных материалов, однако нас больше интересуют установленные нормы интенсивности света.

Вот краткая таблица с этими данными:

Объект Средняя освещенность, лк
в горизонтальной плоскости – 08, метра от пола на самой экспозиции и рабочих поверхностях
Помещение
1 Освещение общее 50
2 Общее освещение, если выставлена крупная объемная экспозиция 50-100
3 Освещение общее для исторических музеев 50
4 Для технических музеев 200
Экспонаты, стоящие отдельно
7 1 группа светостойкости, имеющая особо мелкие детали (ювелирные изделия, монеты и прочее) от 300 до 500
8 1 группа светостойкости (мраморная скульптура, образцы оружия, фарфор и т.д.) от 200 до 500
9 2 группа светостойкости (масляная живопись, изделия из  слоновой кости, дерева и прочее) от 75 до 150
10 3 группа светостойкости (акварель, пастель, темпера, рукописи, ткани) от 30 до 50

Прочие характеристики световой экспозиции

Напоследок давайте рассмотрим остальные параметры для освещенности и проектирование его в музеях. Делать это своими руками вам, конечно, не придется, но кое-что для себя вы наверняка почерпнете.

Типы распространения света в пространстве
Типы распространения света в пространстве
  • Свет над экспозицией может быть рассеянным или прямым, в зависимости от окружающего пространства. Регулируя данный параметр, добиваются объемности и четкости теней.
  • Освещение может отличаться по степени распространенности (узко или широконаправленное) – определяется как соотношение диаметра светового потока к размеру освещаемого объекта. Если свет не локализовать, то зал наполняется обширными световыми пятнами, отвлекающими зрителя.
  • Угол падения света – следующий важный момент в подсветке. Этот параметр тесно связан с предыдущим и определяет длины теней от объектов.

На этом подведем итог. Как понятно из изложенного материала, проектирование освещения в музей и выставки достаточно хлопотное и сложное занятие, ведь помимо характеристик светового источника на восприятие экспозиции влияет множество посторонних факторов, например, перемещение по залу посетителей, что также должно быть учтено.

Если вы желаете увидеть результат труда работников музеев, то приглашаем вас просмотреть подобранное нами видео, где показано освещение павильона в Эрмитаже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика