Каталог мастеров
Найдите лучшего мастера или фирму в своем городе

Освещение при съемке – нюансы постановки экспозиции в кадре при видеосъемке людей



Правильная постановка света в кадре делает его по-настоящему красивым
Правильная постановка света в кадре делает его по-настоящему красивым

Видеосъемка в последнее время занимает в нашей жизни все больше места. Практически каждый мальчишка может почувствовать себя и режиссером-постановщиком и оператором, выкладывая свои творения, снятые на цифровые видеокамеры, в YouTube. Этот портал просто переполнен контентом разного рода и тематики, сильно отличающегося по качеству.

При этом любительских, некачественных роликов в тысячи раз больше, чем хороших работ. Если вы один из таких энтузиастов и мечтаете создать качественный канал с множеством подписчиков, то знайте, что недостаточно просто интересных видео, вам нужно обязательно подтянуть их качество.

Сегодняшний урок расскажет, как правильно выставляется освещение при видеосъемке, чтобы кадр смотрелся красиво.



Превью

К сожалению, позировать сегодня нам будет не замечательная девушка с заглавной фотографии, а ребята с сайта «VideoSmile», ролик которых и был взят за основу для создания данного материала — ссылка на него будет дана в конце статьи. Вообще данный ресурс очень пригодится начинающим видеографам и монтажерам — там вы найдете уроки по работе со звуком, 3D графикой, видеоэффектами в таких замечательных программах как: Adobe Premier, After Effects, Adobe Audition и многое другое. В общем, советуем!

Но для начала, давайте разберем вот что.

Самые распространенные ошибки при видеосъемке

Давайте сделаем топ непростительных ошибок, которые очень часто допускают неподготовленные новички. Поверьте, учтя несколько простейших правил, качество вашего видеоматериала возрастет многократно. Говорить мы будем только о технических моментах, пропуская отсутствие сценария, спешную заученную речь и прочее, относящее к работе актера.

  1. Неправильное освещение объекта в кадре.
Сравнение жесткого (слева) и мягкого (справа) освещения
Сравнение жесткого (слева) и мягкого (справа) освещения

Данная проблема является самой распространенной, так как требует не только некоторой аппаратуры, но и знания определенных законов распространения света в пространстве – его рассеивания, отражения от окружающих предметов и прочее.

Иногда объекты в кадре получаются засвеченными или слишком темными, у них на лице присутствуют некрасивые жесткие тени (пример на фото выше), подчеркивающие все изъяны внешности модели, или наоборот изображение кажется слишком плоским (лишенным объема), если освещение через чур равномерное. Этому вопросу и будет посвящена наша статья в общем, а пока пропускаем его.

  1. Вторая глобальная проблема основной массы роликов – это плохой звук.
Работа со звуком в программе Adobe Audition
Работа со звуком в программе Adobe Audition
  • Какой бы качественной не была картинка, она не будет восприниматься зрителем, если ему приходится вслушиваться в слова, пытаясь хоть что-то разобрать. Конечно, чтобы добиться достойного звучания вам понадобится приобрести отдельный микрофон, а еще лучше отдельное звукозаписывающее устройство, например, Zoom H1 или более новые его вариации.
Прибор для качественной звукозаписи Zoom H1
Прибор для качественной звукозаписи Zoom H1
  • Еще лучшим решением станет приобретение микшера, но такие меры требуют значительных затрат и пригодятся скорее для профессионального подхода, но если средствами вы не стеснены, то что вам мешает делать все сразу на достойном уровне.
  • Ну, а простым работягам придется довольствоваться встроенными средствами записи звука в их цифровых камерах.

Совет! Не пожалейте и закажите с сайта AliExpress направленный микрофон, который обойдется вам от силы в 1500 рублей. Такое решение избавит вас от посторонних шумов, доносящихся из соседних комнат или с улицы.


  • В любом случае, каким бы микрофоном вы не пользовались, у вас всегда есть возможность подтянуть качество звучания до хорошего, программным методом. Вот ссылка на урок по работе со звуком, который дает Александр Карелин, саунд-дизайнер радиостанции Europa Plus: https://videosmile.ru/lessons/read/obrabotka-golosa-v-adobe-audition.html
  1. Отсутствие нормального фона.
Съемка, где попало, не способствует правильному восприятию кадра
Съемка, где попало, не способствует правильному восприятию кадра
  • Старый бабушкин ковер на стене – это любимый фон русских видеоблогеров. Ничего плохого про данный раритетный предмет, ввиду его качества и срока службы, сказать ни в коем случае не хотим, но фон для съемки важно выбирать с умом.
  • Если в вашей квартире отсутствую живописные места, то лучше снять ролик на фоне однотонных обоев, или натянуть позади ткань, белого, зеленого или синего цвета.
  • Кстати, последнее решение позволит вам легко вставлять в свои видео хромакей, но позаботьтесь о том, чтобы полотно было натянуто без складок.
  1. Получается дрожащая картинка при съемке с рук.
Профессиональная съемка со штатива
Профессиональная съемка со штатива

Если вас снимает непрофессиональный горе оператор, да еще и с рук, будьте уверены, ролик не спасет даже правильный свет и звук, так как постоянно дрожащая картинка будет постоянно отвлекать и раздражать зрителя.

Вот несколько советов по решению проблемы:

  • Снимайте все видео со штатива, который стоит не так уж и дорого. Для статичного кадра достаточно недорогого, устойчивого китайского приспособления;
  • В отсутствии штатива размещайте камеру на любые подставки, даже сложенные из книг;
  • При съемке с рук не выполняйте зумирования;
  • Держите руки максимально близко к корпусу, чтобы уменьшить дрожание;
  • Панораму можно снять, используя нашейный ремень камеры – надень его, и натяните, отодвинув камеру от лица на максимальное расстояние;
  • Если требуется снять проходы, то приобретите стабилизатор, который можно также заказать из Китая, по довольно низкой цене.
  1. Неправильно расположение объекта в кадре.
Правильное расположение
Правильное расположение

Не будем сильно вдаваться подробности, а скажем лишь, что по расположению объектов в пределах карда существуют незыблемые законы, вникнуть в которые вы можете, начав серьезно изучать тему. Благо материала в интернете предостаточно.

От себя добавим, что при съемке себя следите хотя бы за тем, чтобы в кадр вы попадали полностью, не обрезая часть головы и конечности по суставам.

  1. Ну, и последнее, что мы хотели затронуть – это пост обработка видео.
Обработка видео в программе Adobe After Effects
Обработка видео в программе Adobe After Effects

Как бы вы хорошо ни снимали, в видео всегда есть что-то, что можно улучшить. Уже молчим про откровенно плохой материал с засветами и прочими прелестями. Для обычных видео вовсе не обязательно годами осваивать сложные монтажные программы – вполне достаточно основ работы с эффектами и знание принципов цветокоррекции.

Ваша камера

Зеркальные фотокамеры прекрасное решение для видеосъемки
Зеркальные фотокамеры прекрасное решение для видеосъемки

Ни для кого не секрет, что хорошая камера с соответствующими объективами снимает лучше. Видео можно сделать большего разрешения, увеличить количество кадров в секунду, хорошо снимать при недостаточности освещения и так далее. Однако скажем вам одну занимательную вещь. Профессионал снимет более качественное видео при помощи мыльницы, чем новичок каким-нибудь дорогущим Canon 5D Mark III. Конечно, никто не говорит про качество изображения, которое на хорошей камере будет на высоте.

Речь идет о знании законов освещения в кадре, которые позволят опытному оператору «выжимать все соки» из любой камеры, и его ролик будет смотреть намного приятнее. Поэтому даем такой совет.

Не спешите покупать дорогую аппаратуру, до тех пор, пока вы не будете уверены, что сможете пользоваться ее преимуществами на полную. Для первых шагов в качестве оператора вполне хватит любительских зеркальных фотоаппаратов, например Canon 600D и прочие.

На этой лирической ноте переходим к непосредственной теме стать.

Постановка света в кадре

Наша инструкция будет затрагивать съемку в домашних условиях. В качестве примера взята обычная комната с одним окном и центральным источником света, расположенном на потолке и дополнительными точечными светильниками в коробе.

Ничем не примечательная комната, которая вскоре станет настоящей студией
Ничем не примечательная комната, которая вскоре станет настоящей студией

Первые шаги

Для съемки нам потребуется убрать потолочное освещение, вообще. Дето в том, что оно создает острые некрасивые тени на лице, которые падают от носа и в некоторых случаях от прически модели. Такое освещение разве что хорошо при демонстрации мускулатуры, но никак не внешности.

Обратите внимание на обилие теней на лице актера
Обратите внимание на обилие теней на лице актера

Вот, что у нас получилось. Как видите из следующего фото, тени стали более мягкими, и даже несмотря на отсутствие дополнительной подсветки различать черты лиц стало намного проще, особенно у человека, стоящего ближе к окну.

Отключено потолочное освещение
Отключено потолочное освещение

Следующим важным пунктом станет расположение человека в пространстве относительно заднего фона. И тут есть несколько правил.

  • Нельзя располагать модель близко к каким-нибудь плоскостям, так как из-за этого кадр будет казаться плоским и скучным.
  • Также такое расположение будет способствовать попаданию на плоскость тени от актера, которая будет отвлекать зрителя от него самого.
  • Будет хорошо, если фон является достаточно контрастным. В нашем случае туда попадут книжный шкаф и часть растения, которое стоит у окна.
  • Если позволяет расстояние, то отойдите от плоскости на расстояние в 1,5-2 метра.
Нужно больше естественного света
Нужно больше естественного света

Поворачиваем нашего актера спиной к шкафу и открываем занавески, чтобы в помещение проникало больше естественного света. Переносим нашу камеру в угол комнаты, чтобы она была обращена к актеру и в объектив не попадали прямые лучи солнечного света из окна.

Смена позиции камеры
Смена позиции камеры

Как видите, изображение уже сейчас стало намного приятнее, но это только начало. Данная позиция модели выбрана не случайно, так как в этом уроке будет использоваться классическая схема освещения с тремя источниками света, одним из которых в нашем случае будет являться бесплатная энергия от Солнца.

Свет, участвующий в данной схеме бывает трех видов:

  1. Рисующий;
  2. Заполняющий;
  3. Контровой.

Но давайте по порядку. Рисующий свет – это основной источник, который освещает сцену в кадре. Именно его роль выполнит естественный свет из окна, и именно он будет формировать основной светотеневой рисунок объектов, благодаря которому мы можем воспринимать глубину, форму и вид объекта, снятого в кадре.

Если у вас есть хорошее помещение, и вы можете приобрести нормальное светотехническое оборудование, то выставлять подобную схему возможно даже в полной темноте, получая идеальные результаты. Мы же ведем рассказ для начинающих видеографов, поэтому рассматриваем самые бюджетные варианты, знать которые будет полезно всем.

Мягкий рассеянный свет от облаков отлично подходит для съемки
Мягкий рассеянный свет от облаков отлично подходит для съемки

Обратите внимание на то, что за окном стоит пасмурный день, а это значит, что освещение в комнате будет мягким и с холодным оттенком. То есть на объекте съемки не будут наблюдаться резкие тени, и переход между освещенной и затененной частями лица не будет слишком ярко выражен.


Актер развернут лицом к окну
Актер развернут лицом к окну

Возьмите себе сразу на заметку, что поворачивать модель лицом к окну не стоит. Дело в том, что в этом случае все лицо актера будет подсвечено одинаково, и получаемое изображение будет казаться плоским. Также возможны ситуации, когда такой свет будет ослеплять, и человеку будет некомфортно.

Перпендикулярное расположение актера относительно падающего света
Перпендикулярное расположение актера относительно падающего света

Также не рекомендуется разворачивать человека на 90 градусов относительно окна. В этом случае на его лице будет очень мало света. Как результат – глубокая некрасивая тень на затененной части лица.

Правильное расположение модели в кадре
Правильное расположение модели в кадре

Самым лучшим вариантом станет расположение к свету под косым углом, чтобы тень от носа падала в сторону уголка губ, но не доходила до него. На фото опытный оператор показывает данную точку.

Установка камеры

Расположение камеры
Расположение камеры

Следующим шагом станет выбор места для установки камеры и ее настройка.

Расстояние между камерой и актером определяется в зависимости от типа матрицы фотоаппарата и используемого объектива. Поясним. Дело в том, что в качестве эталонного размера кадра принят размер пленочного, которому соответствуют только полнокадровые матрицы зеркальных фотоаппаратов.

  • Установив на них объективы с небольшим фокусным расстоянием, можно снимать объект в непосредственной близости. Если же поставить объектив с большим фокусным расстоянием, вам придется отодвигаться от объекта съемки, что не всегда получается сделать в условиях домашней съемки.
  • Недорогие зеркальные фотоаппараты имеют матрицу меньшего размера – их еще называют «КРОП» или «кропнутые». Данные матрицы обладают некоторым эффектом приближения, то есть, используя тот же объектив, что и на полноформатной камере, вы будете получать более близкую картинку.
Объект в центре кадра
Объект в центре кадра
  • Итак, определяемся с расстоянием от объекта, чтобы он помещался в кадр и правильно располагался в нем. Для этого сместите его в сторону противоположную той, в которую он смотрит.
Правильное расположение человека в кадре
Правильное расположение человека в кадре

Далее нужно поднять камеру на уровень глаз модели. Следите за тем, чтобы глаза находились на уровне 2/3 высоты кадра и голова при этом не была обрезана.

Настройка экспозиции
Настройка экспозиции

Следующим шагом выполняем настройку экспозиции кадра, то есть выставляем время выдержки, светочувствительность и степень раскрытия диафрагмы. Прежде всего, эти параметры зависят от задумки художника, но в абсолютном большинстве случаев достаточно пользоваться общепринятыми нормами, отрегулировать которые поможет экспонометр, встроенный в камеру.

  • В нашем случае использовался хороший светосильный объектив. Фокусное расстояние выставлено в 35 мм. Если бы использовалась КРОП камера, то для такого же размера понадобилось фокусное расстояние где-то в 24 мм, что зависит, прежде всего, от КРОП-фактора конкретной матрицы.
  • Первым регулируемым пунктом становится частота кадров, так как от этой величины будет зависеть время выдержки камеры. Для плавного воспроизведения статичной картинки с разговаривающим и жестикулирующим человеком вполне достаточно 25 в секунду.
  • Далее идет выдержка. В отличие от фотосъемки этим параметром регулировать количество света попадающего на матрицу не выйдет, так как это значение всегда фиксируется в двукратном размере от частоты кадров. То есть в нашем случае она составит 1/50.

Совет! Если вы только начали осваивать камеру, то знайте, что чем ниже данное значение, тем светлее будет картинка. Поэтому данная зависимость накладывает определенные ограничения на съемку с таких камер на улице в солнечную погоду. В качестве решения проблемы используют затемняющие фильтры.

  • Диафрагма открыта до 2,8, чтобы мы получили небольшое размытие заднего фона. При желании можете самостоятельно поэкспериментировать с этим значением.
  • Следующий и последний параметр – это светочувствительность. Ее мы выставляем по экспонометру. На недорогих камерах не рекомендуется поднимать это значение выше 1200, так как на картинке появляются видимые артефакты. В конкретном примере потребовалось выставить ISO в 400.
Цветовая температура
Цветовая температура

Далее настраиваем баланс белого цвета. Так как основным источником освещения у нас является холодный свет из окна, то заходим в настройки камеры и выставляет цветовую температуру в 6000-6500К.

Именно это значение соответствует данному оттенку. Для не разбирающихся новичков заводская прошивка камеры имеет подсказки, как на фото ниже. Профессионалы же предпочитают пользоваться числовыми значениями для более точных подстроек.

Настройка баланса белого цвета
Настройка баланса белого цвета

Установка дополнительного света

Объект достаточно хорошо подсвечен
Объект достаточно хорошо подсвечен

Итак, как вы можете видеть, нам удалось добиться качественного рисующего света, который отлично освещает нашу модель. Однако вторая часть лица по-прежнему находится в тени, которая портит кадр. Поэтому следующим шагом мы ее немного подсветим.

Для этого мы установим дополнительный источник света, который называется заполняющим. Он не дает собственных теней, так как его интенсивность намного меньше, чем у основного (рисующего).

Не забываем, что мы с вами только учимся и не имеем лишнего оборудования, поэтому в качестве второго источника света мы будем использовать тоже солнечный. Каким образом? Да очень просто! Достаточно его правильно отразить на объект с нужной стороны.

Рефлектор – отражатель
Рефлектор – отражатель

Удобнее всего использовать для этих целей рефлекторы, набор которых можно приобрести в Китае где-то за 600-800 рублей. Если вы и тут тратиться не желаете, то натяните  на заготовленный каркас, который можно сколотить за 5 минут из рейки или бруса, белую ткань.

Старая простынь подойдет как нельзя лучше. Вообще подойдет любая ровная поверхность белого, желтоватого или серебристого цвета, например кусок пенопластовой плиты или фольга для запекания.

Подсветка теней отражателем
Подсветка теней отражателем

Посмотрите на фото выше, и обратите внимание, как осветлилась затемненная сторона лица актера. Исчезли резкие тени, и подсветка стала более мягкой и равномерной.

Установленный рефлектор
Установленный рефлектор

Закрепляем рефлектор подручными средствами так, чтобы он находился немного ниже объекта, и располагался к нему под углом.

Промежуточный результат
Промежуточный результат

Как видите, кадр стал намного приятнее, но в нем до сих пор чего-то не хватает. И причина в том, что актер сливается с задним фоном, особенно хорошо это просматривается в области волосяного покрова головы.

Чтобы отделить центральный объект в кадре от окружающего фона используется третий источник света – контровой.

Оборудование для контрового света
Оборудование для контрового света

В качестве осветительного прибора будет использоваться настольная лампа на прищепке,  цена которой в любом магазине хозяйственных товаров  250-300 рублей. Источником света послужит люминесцентная лампа  мощностью в 23 Ватта и цветовой температурой в 6500К. Ее холодное свечение наиболее близко к тому свету, что мы получаем в данный момент из окна, поэтому получится хорошее сочетание.

Установим мы ее на обычную переносную вешалку и расположим позади актера так, чтобы она была на уровне головы, примерно напротив рисующего света. В результате свет от лампы будет падать  сзади на голову и плечи, создавая некоторое свечение контуров (ореол).

Установка третьего источника света
Установка третьего источника света

В итоге мы получаем совершенно преобразившийся кадр.

Актер подсвечен с трех сторон
Актер подсвечен с трех сторон

Как видите, картинка «заиграла» и человек в кадре смотрится прекрасно, особенно если сравнить с тем, что было вначале. В принципе на этом урок можно заканчивать, так как схема уже полностью построена, но обратите внимание, что в кадре присутствует комнатное растение, которое буквально проваливается в темноту, что не добавляет фону красок и веселья.

Комнатный светильник с круговым рассеивателем
Комнатный светильник с круговым рассеивателем

Давайте этот самый куст немного подсветим. В наглядном примере будет использоваться вот такая лампа для спальни.

Дополнительная подсветка
Дополнительная подсветка

Включенный светильник располагается примерно в том месте, где показано на фотографии выше. Возвращаемся к нашей камере и смотрим, что получилось.

Готовый кадр
Готовый кадр

Вот такой красивый, яркий и сочный кадр мы получили в итоге. Общая схема размещения источников света и объектов в кадре выглядит следующим образом.

Схема расположения света
Схема расположения света

Кстати, как и обещали, вот ссылка на данный видеоролик: https://videosmile.ru/lessons/read/kachestvennyiy-svet-dlya-domashney-videosyemki.html

В заключение материала хотим сказать, что качественное освещение для видеосъемки зависит, прежде всего, не от оборудования, которое вы используете, а от вашего умения видеть сцену. Меняя интенсивность освещения и его расположение, вы сможете добиваться различных эффектов, но для этого вам потребуется приобрести собственный опыт. Ну, а для начала, чтобы выставить свет своими руками, пользуйтесь нашими советами. Плодотворной вам работы!


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Комментировать


Подпишитесь на рассылку

Наша рассылка выходит 2 раза в месяц. В ней нет никакой рекламы, только полезная информация о том-то и том.

Еще какая-то может информация про описание расссылки и того, что ждет подписавшихся